27 января – особая дата в истории нашей страны. В этот день вся страна отмечает День воинской славы – День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Прошло 78 лет с этой памятной даты, когда на берегах Невы прозвучал памятный салют в честь Ленинградской Победы. И с каждым годом все меньше остается в живых тех героических людей, которые сражались на рубежах нашего города, жили в Ленинграде в период Блокады, восстанавливали наш замечательный город. И нам, поколениям, которых не коснулась эта страшная война необходимо сохранить память о тех событиях. Учащиеся нашего Лицея ежегодно готовятся к памятным датам и этот год не был исключение:

Адмиралтейство в годы блокады

Архитектурные доминанты Ленинграда в блокадные годы служили главным ориентиром для вражеских бомбежек. Маскировка знаменитых шпилей Адмиралтейства и Инженерного замка легла на плечи молодых альпинистов. В сложнейших условиях, ежедневно рискуя жизнью, они спасали родной город и его жителей от бомбежек врага.

Осенью 1941 года, когда блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда, враг приступил к

каждодневным бомбежкам осажденного города. Артобстрелам подвергались школы, госпитали, проходные фабрик и заводов, трамвайные остановки — любые места массовых скоплений людей. Вскоре в руки разведчиков Ленинградского фронта попали фотографии, найденные у немецких офицеров. Это были панорамные снимки осажденного города, сделанные мощными объективами. На них были отмечены высотные сооружения Ленинграда, а также в километрах и метрах указано точное расстояние до них.

Исаакиевский, Петропавловский, Никольский соборы, Адмиралтейство, Инженерный замок — эти сооружения видно и с моря, и из пригорода. Они служили главными ориентирами, благодаря

которым нацисты вели точный прицельный огонь.

Для дезориентации врага необходимо было укрыть архитектурные доминанты Ленинграда, замаскировать их.

Всю блокаду главным архитектором Адмиралтейства был Владимир Иванович Пилявский, и в самые тяжёлые дни он занимался сохранением убранства здания. Ситуация была непростая. Если большинство петербуржских шпилей и куполов золотили при помощи гальванопластики, то здесь тончайшие листы золота крепились на специальный клей. Красить их было нельзя. Поэтому за одну ночь сшили громадный чехол весом в полтонны, который натянули на шпиль. Чтобы его повесить на шпиль, сформировали бригаду из 30 спортсменов-альпинистов, выполнявшую эту задачу на протяжении всей блокады.

Самыми сложными и опасными были работы по защите Адмиралтейства, Инженерного (Михайловского) замка, Петропавловского и Исаакиевского соборов. Их выполняли альпинисты Михаил Бобров, Алоизий Земба, Александра Пригожева, Ольга Фирсова, Михаил Шестаков.

Сегодня о героическом подвиге ленинградских высотников напоминает памятный знак, установленный у стен Петропавловского собора. Александра Пригожева и Алоизий Земба погибли от голода в 1942-м. Боброва и Шестакова отозвали в армию, Ольга Фирсова единственная проработала всю войну и в сентябре 1945 года закончила демаскировку шпилей. После Победы ей выпала честь срезать стропы, удерживавшие чехол на адмиралтейском кораблике. Благодаря подвигу альпинистов удалось не только защитить уникальные памятники архитектуры от уничтожения, но и сохранить жизни тысячам ленинградцев.


Аничков мост

8 сентября вокруг города сомкнулось кольцо блокады. С этих дней Ленинград ежедневно подвергался вражеским артобстрелам и авианалетам.

Одной из важнейших задач при обороне Ленинграда стало сохранение уникальных памятников отечественной истории, культуры и архитектуры, для чего применялись различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры. Некоторые мосты были замаскированы под «руины» с помощью бутафорских деревянных конструкций, которые создавали иллюзию разрушений. Многие памятники были сняты с пьедесталов и закопаны в землю. Именно так удалось сохранить знаменитые скульптурные группы Петра Клодта «Укрощение коня» с Аничкова моста через реку Фонтанку. В октябре 1941 года Исполком Ленгорсовета принял решение о защите и маскировке скульптурных групп Клодта.

5 ноября скульптуры сняли с постаментов, для сохранности смазали тавотом, а затем закопали в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы выполнила бригада специалистов ОСМУ-17 Ленинградского управления «Стальконструкция». Вновь скульптурные группы увидели свет уже после Победы.

Аничков мост попал под бомбежку в ночь на 6 ноября 1942 года. Взрывом 250-килограммовой фугасной бомбы были частично разрушены исторические перильные ограждения моста, в Фонтанку сбросило чугунные тумбы и более 30 метров решеток перил, повреждения получили гранитные парапеты. К счастью, несущие конструкции моста не пострадали — Аничков мост продолжал исправно функционировать.

18 января 1943 года была прорвана, а 27 января 1944 года — полностью снята блокада Ленинграда. В 1944 году развернулись масштабные работы по ремонту мостов и набережных города, пострадавших от бомбежек, артобстрелов и пожаров. В декабре 1944 года на Аничковом мосту установлена новая решетка перильного ограждения, воссозданная по историческим рисункам. Новые звенья, взамен поврежденных при бомбежке, отлили на заводе «Лентрублит».

След от осколков немецкого снаряда на гранитном парапете было решено сохранить как память об обороне Ленинграда. Сегодня это место отмечено мемориальной доской.

Настоящим праздником для ленинградцев стало возвращение коней на Аничков мост в ночь с 1 на 2 июня 1945 года. Бронзовые скульптурные группы выкопали из земли в саду Дворца пионеров, очистили от смазки, промыли бензином и установили на гранитные постаменты. Работы выполняла та же бригада ОСМУ-17 управления «Стальконструкция», которая производила демонтаж и консервацию скульптур в ноябре 1941 года. В установке коней принимал участие главный архитектор Музея городской скульптуры Николай Смирнов.

«Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, — писала газета «Ленинградская правда». — Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. Даже на крышах стояли зрители».

Возвращение коней Клодта стало радостным событием, символически ознаменовавшим окончание Великой Отечественной войны и нашу Победу.


Дворцовая площадь

В годы Великой Отечественной Войны, осенью 1941 года рассматривался вариант размещения на площади аэродрома для истребительного авиационного порта при этом должна была быть перенесена Александровская колонна и вырублен Адмиралтейский сад, однако от этой идеи отказались.

Во время блокады вокруг Александровской колонны на 2/3 ее высоты соорудили защитный каркас. Впрочем, от попадания в саму колонну или от серьезного взрыва рядом он ее вряд ли спас бы. Несколько осколков от разорвавшихся на площади снарядов и бомб в колонну попало. Ангел получил осколочные «ранения». Они оставили на монолите выбоины, а часть осколков застряла в хитоне фигуры ангела и в барельефах пьедестала, но в целом монумент почти не пострадал.

В 1944 году историческое название Дворцовой площади было восстановлено.

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реконструктивные работы и декоративное мощение, а асфальтовое покрытие заменено диабазовой брусчаткой.

В настоящее время Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является туристической достопримечательностью и одним из самых популярных мест для прогулок. С неё начинаются многие экскурсии и туристические маршруты. Площадь используют в качестве концертной площадки и места проведения спортивных и общественных мероприятий.


Дворцовый мост в годы ВОВ

Немалый вклад в оборону Ленинграда внесли эксплуатационные службы «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»). В годы Великой Отечественной войны они активно участвовали в защите, ремонте и восстановлении мостов и других искусственных дорожных сооружений города, обеспечивали их бесперебойную работу. В июле 1941 года для усиления охраны мостов и путепроводов в черте Ленинграда наиболее крупные объекты были переданы под вооруженную стрелковую охрану Октябрьской железной дороги. Решением Ленгорисполкома на базе треста «Лендорстой» и конторы «Ленмостострой» был организован Отдельный Ленинградский дорожно-мостовой восстановительный батальон. В его задачи входила реконструкция, усиление и восстановление мостов и других искусственных дорожных сооружений Ленинграда после артобстрелов и авианалетов, капитальный ремонт и новое строительство мостов. Некоторые мосты были замаскированы под «руины» с помощью бутафорских деревянных конструкций, которые создавали иллюзию разрушений. Многие памятники были сняты с пьедесталов и закопаны в землю.

Значительные повреждения получил Республиканский мост (так называли Дворцовый мост с 1918 до 1944 года). 6 января 1943 года авиабомба попала в разводной пролет. После удара о третью ферму она соскользнула в воду и разорвалась на глубине 4.5 метра, вызвав очень серьезные разрушения опор разводного пролета. В тот же день специалисты «Ленмостостроя» начали восстанавливать мост и выполнили работы в сжатые сроки.

Взрыв вызвал сильные разрушения, но благодаря быстрой, оперативной работе по ремонту и восстановлению, мост не был перекрыт для движения и выполнения своих функций.


Исаакиевский собор в годы блокады

Уже в июле 1941 г., когда стало очевидно, что немцы могут войти в Ленинград, встал вопрос как сохранить музейные экспонаты и ценности, которые не удалось вывезти.
На совете обороны Ленинграда один из военных высказал предположение, что Исаакиевский собор немцами разрушен не будет. Основные аргументы:
1. Толщина стен собора 3-5 метров, такие стены тяжело уничтожить даже прямыми неоднократными попаданиями.
2. Собор не является военным объектом и объектом жизнеобеспечения, немцы не будут его бомбить.
3. Купол собора будет использоваться немцами для наводки дальнобойных орудий.
Так же обсуждался вариант, что в случае взятия Ленинграда немцам будет разумнее разграбить собор, а не уничтожать его.
Началась транспортировка музейных ценностей в собор, которая продолжалась "до последнего". Даже когда на окраинах города уже вовсю слышались канонады и взрывы, хранители продолжали носить ценности в собор даже на руках.
В общей сложности, в соборе хранилось примерно 120 тысяч различных ценных предметов. Картины хранились без рам. Было назначено несколько хранителей и каждый головой отвечал за сохранение ценностей.
Рабочий день хранителя составлял 12 часов, 6 дней в неделю.
После войны они вспоминали, что для них самым тяжелым моментом было— войти с утра в морозную и мокрую атмосферу собора и начать работать.
Работа заключалась в проверке состояния каждой вещи. Если работники музея, осторожно прощупывая вещь руками в ящике, чувствовали, что вещь погибает от сырости, то они вытаскивали ее, протирали и просушивали.
Если требовалась срочная реставрация, то они обращались к мастерам Эрмитажа, с которыми был налажен хороший контакт. Эрмитажники им помогали, как могли, и потом вещи возвращались на место обновленными.
Иногда их руки так коченели от холода, что терялась чувствительность. Тогда они шли в помещение, где стояла буржуйка, пили чай и грели руки о печку. Немного отогревшись, шли работать дальше.
Возле собора была налажена противовоздушная оборона. Зенитки стояли повсюду.
И уже с весны 1942 г. возле собора были разбиты огороды, на которых ленинградские женщины выращивали капусту.

На одной из колонн собора остались следы от снаряда. За 872 дня блокады Ленинград выстоял 611 дней обстрелов. В город прилетело порядка 148.000 снарядов.


«Ленинград в годы Блокады»
«Медный всадник»

Во время блокады Ленинграда, длившейся с сентября 1941 года по январь 1944 года, памятник "Медный всадник" стал живым символом не только исторического наследия города, но и стойкости его жителей. Созданный по проекту выдающегося скульптора Этьен-на Фальконе, этот монумент изображает Петра I, стоящего на коне, как бы устремленного в будущее, и был установлен на Сенатской площади в 1782 году. Его величие и мощь в итоге стали олицетворением духа Петербурга.

С момента начала блокады, когда город оказался в кольце вражеских войск, защитить "Медного всадника" стало одной из приоритетных задач местных властей и жителей. Понятно, что определяющее значение имел не только сам памятник, но и то, что он представлял для горожан - надежду, мужество и связь с историей. В условиях постоянной угрозы со стороны авиационных бомбардировщиков и артиллерии, местные жители организовали защиту памятника. Ограждения из мешков с песком, досок и других подручных материалов были быстро сооружены вокруг памятника, чтобы минимизировать возможные повреждения от осколков и обстрелов. Круглосуточное дежурство было организовано из числа добровольцев, среди которых были как обычные граждане, так и работники музеев. Эта практика позволила не только следить за состоянием памятника, но и поддерживать моральный дух ленинградцев, показывая, что даже в самых тяжёлых условиях они готовы защищать свою историю и свою культуру.

Однако, несмотря на усилия по защите "Медного всадника," в 1942 году памятник всё же подвергся повреждениям. Одно из бронзовых украшений, олицетворяющее символику могущества, было повреждено в результате прямого попадания осколка. Это событие вы-звало большой общественный резонанс, и жители города были полны решимости вернуть памятнику его первоначальный вид. При восстановлении памятника после войны приняли участие высококвалифицированные реставраторы. В первую очередь, они провели тщательный анализ повреждений и изучили сохранившиеся элементы конструкции, чтобы использовать материалы, максимально приближенные к оригинальным. Работы по восстановлению заняли значительное время и потребовали предельной внимательности и аккуратности. Каждый элемент восстанавливался с учетом исторической и художественной ценности.

В 1947 году памятник "Медный всадник" был полностью восстановлен и вновь установлен на своем месте. Этот процесс восстановления стал символом не только реставрации памятника, но и возрождения самого города после страшных испытаний блокады. После войны "Медный всадник" стал местом паломничества для тысяч людей, и его стали воспринимать как символ мужества, стойкости и непокоренности горожан.

Сегодня "Медный всадник" остается одним из самых посещаемых мест в Санкт-Петербурге и продолжает вызывать глубокие чувства у горожан и туристов. Он стал важным элементом городской идентичности, напоминая о том, как жители ленинградского города пережили страшные годы войны и как защитили свою историю и культуру. Этот монумент продолжает вдохновлять на новые свершения и служит напоминанием о героизме тех, кто выстоял в самые трудные времена.


Петропавловская крепость

С первых дней блокады Ленинград подвергался интенсивным артиллерийским обстрелам и бомбёжкам. Золоченые шпили и купола, все высотные доминанты города использовались врагом в качестве ориентиров для ведения прицельного огня по важным стратегическим и социальным объектам.

Необходимо было в кратчайшие сроки решить вопрос с маскировкой этих архитектурных памятников.

Для этого в Ленинграде была сформирована бригада из 30 спортсменов-альпинистов под руководством инженера Л. А. Жуковского, которая на протяжении всей блокады осуществляла маскировку различных объектов города.

Самыми сложными и опасными были работы по маскировке высотных памятников Ленинграда – Адмиралтейства, Петропавловского собора, Инженерного (Михайловского) замка, Исаакиевского собора. Они были выполнены альпинистами. Шпиль Петропавловского решили закрасить серой краской, чтобы он сливался с хмурым питерским небом.

Маскировка шпиля Петропавловки оказалась весьма трудной.

В ноябрьскую стужу 1941 года Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу. Дальше на штормовом ветру нужно было преодолеть ещё 20 метров до фигуры ангела. Путь пролегал по внешней лестнице столетней давности, о состоянии которой никто ничего не знал. Альпинисты сильно рисковали. Но, к счастью, всё прошло благополучно. Михаил Бобров закрепил у основания ангела кольцо с тросом, при помощи которого во время маскировочных работ поднимались люди и материалы.

Маскировка этого самого высокого архитектурного сооружения Ленинграда (122,5 метра) продолжалась с октября 1941 по февраль 1942 года.

В первую блокадную зиму на шпиле собора работали лейтенант Михаил Бобров и сотрудник киностудии «Ленфильм» Алоизий Земба, а с весны 1942 года маскировкой занимались пианистка Ольга Фирсова и виолончелист Михаил Шестаков.

Это были одни из самых тяжелых дней ленинградской блокады. Температура воздуха часто опускалась до отметки ниже 42 градусов ниже нуля.

Как только альпинисты поднимались, как правило, начинался обстрел - сначала прицельный, а потом накрывали весь район. Жители требовали прекратить работы. Чтобы не провоцировать вражеские обстрелы, альпинистам приходилось работать ночью.

Люди поднимались на высоту 30-40 метров, едва передвигаясь от голода.

Во время блокады Ленинграда на территории Петропавловской крепости были размещены зенитные батареи и прожекторы для защиты от воздушных атак. Крепость серьёзно пострадала от обстрелов, но её стены выдержали испытания временем.

На стенах Нарышкина бастиона во время блокады располагался пост противовоздушной обороны.

После войны Петропавловская крепость была восстановлена. Сегодня она является одним из главных исторических памятников Санкт-Петербурга, служит музеем и популярным туристическим объектом.

Время блокады фото в Петропавловской крепости


Ростральные колонны

Ростральные колонны — удивительные архитектурные сооружения, которые украшают Стрелку Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Их внешний вид — отсылка к древнеримским традициям, когда высокие колонны было принято украшать носами пораженных вражеских кораблей. Так они становились символами морских побед.

Работа над колоннами началась в 1805 году и завершилась только через 5 лет. Их проект разработал французский рисовальщик и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. В них постоянно менялись размеры объектов и их расположение, пока не был выбран лучший вариант.

Во время Великой Отечественной войны и последующие советские годы Ростральные колонны сильно пострадали. Урон нанесли не только время, климатические условия и военные действия, но и ремонтные работы. Большинство из них было выполнено наспех и без соблюдения технологии. «Заплатки» на колоннах делали из другого материала, а разницу скрывали под слоем краски. В качестве укрепляющих элементов использовали железные штыри, которые впоследствии сильно пострадали от влажного воздуха.

Первую значимую реконструкцию провели в 1947-1948 годах. Тогда произвели замену смотровых площадок, восстановили некачественно отремонтированные скульптуры. Однако используемые технологии опять же не отличались новшеством.

Более основательные и качественные работы провели в 1998-1999 годах: скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения; в качестве армирующих стержней использовали штыри из корундовой керамики; специальным раствором укрепили известняковые скульптуры; нанесли на фигуры составы, защищающие их от биологических поражений; убрали элементы из чужеродных материалов; закрепили недостающие детали из известняка. В настоящий момент состояние Ростральных колонн на Васильевском острове хорошее, реставрация им не требуется.


Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

За весь период войны ни одна вражеская бомба не нанесла ущерба зданию, на фасаде остались только щербины от осколков. Их не стали реставрировать, оставили как память о войне.

В годы блокады в Спасе на Крови находился Дзержинский районный морг, сюда свозили тела погибших ленинградцев.

При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Он застрял в перекрытии свода и нанес храму серьезные повреждения. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти 20 лет и был случайно обнаружен верхолазами. 28 октября 1961 года саперы под руководством Виктора Демидова извлекли снаряд, вывезли из города и уничтожили.

Когда блокада была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм ,,Спасом на картошке’’.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского.


Мероприятия лицея за 2022/2024 учебных годов

1. Учащиеся 9б, 10а и 11а рассказывают о Символах блокадного Ленинграда.

2. Накануне «Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» во всех классах лицея прошли классные часы, которые завершились минутой молчания и акцией «Свеча памяти».

3. Учащиеся 7-х классов: Климова Анастасия, Крамаренко Вера, Дмитриева Полина, Юдина Вероника, Улыбин Александр, Абакумова Елизавета под руководством учителя истории Орел Елены Анатольевны подготовили и провели урок мужества: «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся начальной школы.

Мероприятия лицея за 2020/2022 учебный год

1. Уже несколько лет в Лицее создается «Кинохроника блокады», которая постоянно пополняется. В этом году учащиеся 5-х классов дополнили кадры кинохроники новой информацией.

2. Учащиеся 8-х классов подготовили для всех видео презентацию о местах нашего микрорайона, связанных с блокадой.

3. Ежегодно учащиеся лицея с огромным старанием готовят открытки для жителей блокадного Ленинграда. В этом году ребята всех классов сделали около 100 открыток, которые были переданы блокадникам.

4. Учащиеся 7-х классов подготовили и записали видео урок «Освобождение Ленинграда. История Ленинградской Победы».

5. Учащиеся 6 классов подготовили информацию о памятниках Ленинграда, которые были разрушены во время войны и восстановлены в послевоенные годы.

6. Участники театральной студии «Калейдоскоп» подготовили стихи о блокаде.

7. 27 января в Лицее прозвучала радиолинейка, которую подготовили учащиеся 10А класса

8. Во всех классах прошли Уроки мужества, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

9. В течении недели на TV в фойе Лицея демонстрировались презентации, подготовленные учащимися Лицея.

10. В классах начальной школы прошли уроки на тему: «Ленинградский зоосад в годы блокады», подготовленные заведующей библиотекой Якимовой Е.Г.

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла:
Скачать этот файл (Время блокады фото в Петропавловской крепости.pptx)Время блокады фото в Петропавловской крепости.pptx 14148 Кб